Христианский святой и индуистский гуру
Среди индийских христианских святых фигура Иоанна де Брито занимает особое положение: католик-иезуит и индийский санньяси в одном лице, он стал одним из предвестников индуистско-христианского диалога в духе трёх отцов Шантиванама. Будущий святой родился в Лиссабоне в 1647 году. Его семья принадлежала к знатному дворянскому роду, и де Брито-отец в течение многих лет правил Бразилией в качестве португальского вице-короля.
Вместе с тем, родители Иоанна были набожными католиками, и сразу после рождения посвятили сына небесному покровительству знаменитого миссионера святого Франциска Ксаверия. В пятнадцатилетнем возрасте де Брито вступает в Общество Иисуса (SJ) и начинает обучение в Коимбрском Университете, одном из старейших в Европе, мечтая о далёкой Индии. В 1673 году его мечты сбываются, и он отплывает в Мадурай, Тамил-Наду (Южная Индия).
Ещё до Иоанна де Брито Мадурайскую Миссию прославил пионер индуистско-христианского диалога, также иезуит, дон Роберто де Нобили, который, пользуясь практическим отсутствием португальского религиозного влияния на местное население, предпринял беспрецедентную попытку создания национального индийского католицизма путём инкультурации и философского обмена. Де Нобили принял индуистского гуру (брахмана Шивадхарму), который обучил священника санскриту и Священным Писаниям индуизма, однако, несмотря на то, что он осуществлял свою деятельность с благословения местного епископа, его начинание оказалось непонятным для римской иерархии, и от обвинений в ереси его спасло лишь присутствие в Курии близких ему людей. Роберто де Нобили умер в январе 1656 года, и вот, почти пятнадцать лет спустя, его место занял молодой португалец де Брито.
Тщательно изучив опыт предшественника, Иоанн принял решение стать санньяси (индуистским монахом): облачившись в одежды цвета охры, он получил новое монашеское имя – Свами Аруланандар. Индианизация христианства для европейского Свами началась с «перевода» основных понятий католической веры на язык тамильского индуизма: так, церковь стала именоваться ковил, священник стал айаром, а месса – пуджей. Кроме того, следуя ведической традиции, Аруланандар брил голову и наносил на лоб трипундру (три горизонтальных белых линии, которые отличают преданных поклонников бога Шивы), которая стала для него символом Пресвятой Троицы. На уровне вероучения Свами Аруланандар провёл целый ряд параллелей между категориями христианства и индуизма: Библия стала для него Пятой Ведой, а Таинство Евхаристии он воспринимал как христианскую версию церемонии предложения прасада («милости Господа», выражающейся в пресуществлении обычной еды в благодатное присутствие Бога). Очень скоро многие тамильские духовные учителя, видя святость христианского гуру, признали его в качестве садху (святого), и присвоили ему почётный титул «пандарасвами», используемый в отношении тамильских странствующих аскетов.
Мученичество Свами Аруланандара
В 1683 году детский друг Иоанна де Брито, король Педро II, вызывает его в Лиссабон и просит стать наставником двух его сыновей, однако, семь спустя, Свами возвращается в Индию в сопровождении двадцати четырёх других миссионеров. Проведя несколько недель в Гоа, он прибывает в Мадурай, где стремительно разворачиваются события, которые впоследствии приводят к его мученической смерти. Местный князь по имени Тадайя Тева принимает Свами в качестве своего гуру, проблема, однако, заключается в том, что, следуя индуистской тантрической практике, Тадайя Тева участвует в обрядах сексуального характера с участием нескольких женщин. Все партнёрши правителя – его жёны, и князь, следуя наставлениям своего учителя, оставляет их, чтобы заключить брак по христианскому обычаю. Одна из обиженных жён обращается за помощью к Махараджу Сетупати и правитель решает отомстить де Брито. Однако, не желая запятнать свои руки кровью признанного садху, он отправляет его в провинцию Орийур, где правит его брат, который и выносит иезуиту смертный приговор. 11 февраля 1693 года, Свами Аруланандар оказывается лицом к лицо с палачом, который, однако, колеблется, боясь взять на себя негативные последствия убийства санньяси. Свами проявляет себя не только как христианский священник, но и как индуистский наставник, вспоминая диалог Ардужны и Кришны на поле битвы Курукшетра, в котором Арджуна, из сострадания к противнику, отказывается исполнить свой долг и начать освободительную войну. Подобно Кришне, Свами Аруланандар говорит палачу о превосходстве дхармы над камой, долга над чувствами: «Друг, я помолился Богу и исполнил мой долг. Теперь пришла твоя очередь исполнить твой долг».
Иоанн де Брито (Свами Аруланандар) был беатифицирован блаженным Пием IX 21 августа 1853 года, и причислен к лику святых Пием XII 22 июня 1947 года. Католическая Церковь вспоминает этого святого 4 февраля.
Максим Демченко
Размещено 22.12.2008
ссылка на источник