Папа Бенедикт XVI: Построим мир, борясь с бедностью
1. В начале этого нового года я вновь хочу донести до всех мое пожелание мира и призвать - с помощью этого Послания - поразмышлять на тему: Искоренять бедность, созидать мир. Мой глубокочтимый предшественник Иоанн Павел II, в Послании по случаю Всемирного Дня мира 1993 года, уже подчеркивал отрицательные последствия, которые оказывает на мир бедность целых народов. Действительно, бедность часто значится среди факторов, способствующих возникновению или усугублению конфликтов, в том числе и вооруженных. В свою очередь эти конфликты являются причиной углубления трагических ситуаций бедности. «В мире утверждает себя ... и становится все более серьезной - писал Иоанн Павел II - еще одна угроза для мира: многие люди и даже целые народы живут сегодня в условиях крайней бедности. Неравенство между бедными и богатыми сделалось все более очевидным даже в наиболее экономически развитых странах. Речь идет о проблеме, взывающей к совести человечества, поскольку условия, в которых пребывает большое число людей, являются оскорбительными для их врожденного достоинства, и, следовательно, препятствующими подлинному и гармоничному развитию мирового сообщества»[1].
2. В этом контексте для искоренения бедности требуется внимательно и всесторонне изучить явление глобализации. Это важно уже с методологической точки зрения, поскольку результат исследований, проведенных экономистами и социологами, можно будет использовать при решении многих проблем бедности. Однако понятие глобализации должно охватывать также духовное и нравственное измерение, побуждая смотреть на бедных с той сознательной точки зрения, что все мы являемся участниками единого божественного замысла, замысла нашего призвания составлять единую семью, в которой все - индивидуумы, народы и государства - придерживались бы в своем поведении принципов братства и ответственности.
Для этого требуется иметь широкое и четко изложенное представление о бедности. Если бы бедность была только материальной, то для описания ее главных характеристик было бы достаточно обратиться к социальным наукам, которые помогают нам измерять явления на основе прежде всего количественных данных. Но мы знаем, что существуют нематериальные формы бедности, которые не являются прямым и автоматическим следствием нематериальной нужды. К примеру, в богатых и развитых обществах имеют место явления маргинализации, эмоциональной, моральной и духовной нищеты: речь идет о внутренне дезориентированных людях, переживающих различные трудности, несмотря на их экономическое благополучие. Я имею в виду, с одной стороны, то, что называется «нравственной недоразвитостью»[2] и, с другой, - негативные последствия «суперразвития»[3]. А также не следует забывать о том, что в так называемых «бедных» обществах экономический рост зачастую тормозится низким культурным уровнем, препятствующим адекватному использованию ресурсов. В любом случае, истина состоит в том, что у истоков любой формы навязанной бедности лежит отсутствие уважения к достоинству человеческой личности. Когда человека не рассматривают в целостности его призвания и не соблюдают требования истинно «человеческой экологии»[4], тем самым способствуют буйному росту бедности, как это явно видно в некоторых сферах, на которых мне бы хотелось вкратце остановиться.
Бедность и ее моральные последствия
3. Бедность часто напрямую связывают с демографическим ростом, который, как утверждается, якобы является ее причиной. Следствием этого являются кампании по сокращению рождаемости, проводящиеся на международном уровне, с использованием методов, не уважающих ни достоинства женщины, ни права супругов ответственно принять решение о числе детей[5], и зачастую, - что является еще более серьезным, - не соблюдающих даже права на жизнь. Уничтожение миллионов нерожденных детей во имя борьбы с бедностью представляет собой на самом деле истребление самых бедных среди людей. Тем не менее, невозможно отрицать факт, что в 1981 году почти 40% населения мира была ниже порога абсолютной бедности, в то время как сегодня этот показатель уменьшился наполовину, поскольку из бедности вышли народы, характеризуемые среди прочего значительным демографическим ростом. Эти данные показывают со всей очевидностью, что проблему бедности можно решить даже при наличии роста населения. Также не следует забывать о том, что с конца второй мировой войны до сегодняшних дней население земли увеличилось на четыре миллиарда, и в большинстве случаем это явление касается государств, которые недавно появились на мировой арене как новые экономические державы и пережили стремительное развитие именно благодаря повышенной плотности народонаселения. Кроме того, среди большинства развитых государств, те, у которых индексы рождаемости выше, обладают лучшим потенциалом развития. Другими словами, это является подтверждением того, что население представляет собой ценность, а не фактор бедности.
4. Еще одной сферой, вызывающей тревогу, являются пандемические болезни, такие, к примеру, как малярия, туберкулез, СПИД, которые, по мере того, как поражают трудоспособные слои населения, в значительной степени влияют на ухудшение общих условий в стране. Попытки смягчить последствия этих болезней среди населения не всегда достигают существенных результатов. Кроме того, случается, что государства, ставшие жертвами некоторых из этих пандемий, чтобы противостоять им, подвергаются шантажу со стороны тех, кто обуславливает экономическую помощь осуществлением политики, направленной против жизни. Особенно трудно бороться со СПИДом, - одной из драматичнейших причин бедности, - если не решать нравственные проблемы, с которыми связано распространение вируса. Для этого следует прежде всего организовать образовательные кампании, особенно для молодежи, воспитывая в ней ответственное отношение к сексуальности, отвечающее достоинству человека; предпринимаемые инициативы в этом смысле уже принесли значительный результат, уменьшив распространений СПИДа. Затем следует сделать доступными необходимые лекарства и медицинскую помощь также и для бедных народов; это предполагает решительное стимулирование научных исследований в области медицины и поиск новых методов лечения, а также гибкое применение, при необходимости, международных стандартов в области прав интеллектуальной собственности, с тем, чтобы обеспечить всем медико-санитарную помощь на первичном уровне.
5. Третьей сферой, требующей внимания в программах борьбы с бедностью и указывающей на присущий ей нравственный аспект, являются живущие в бедности дети. Когда бедность поражает семью, дети в этом случае оказываются самыми уязвимыми жертвами: почти половину тех, кто живет в абсолютной бедности, сегодня представляют дети. Рассматривать бедность, встав на сторону детей, - это значит считать приоритетными те цели, которые касаются их самым непосредственным образом: к примеру, забота о матерях, образование, доступность вакцин, медицинского лечения и питьевой воды, охрана окружающей среды и прежде всего - защита стабильности семьи и стабильности отношений внутри нее. Когда семейные узы слабеют, от этого неизбежно страдают дети. Там, где достоинство женщины и матери не защищается должным образом, последствия в первую очередь отражаются также на детях.
6. Четвертой сферой, которая с моральной точки зрения заслуживает особого внимания, является связь, существующая между разоружением и развитием. Нынешний мировой уровень военных расходов вызывает тревогу. Как я уже подчеркивал, случается, что «огромные материальные и человеческие ресурсы, использующиеся для военных расходов и вооружений, фактически изымаются из проектов развития народов, особенно самых бедных и нуждающихся в помощи. И это идет вразрез с Уставом Организации Объединенных Наций, который обязывает международное сообщество и в особенности государства-члены "содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения" (ст. 26)»[6].
Такое положение дел отнюдь не способствует и даже серьезно препятствует достижению великих целей развития международного сообщества. Кроме того, чрезмерное увеличение военных расходов несет с собой риск ускорения гонки вооружений, которая порождает экономическую отсталость и отчаяние, превращаясь, таким образом, парадоксально, в фактор нестабильности, напряжения и конфликтов. Как мудро утверждал мой глубокочтимый Предшественник Павел VI, «развитие - это новое имя мира»[7]. Поэтому государства призваны к серьезному размышлению над самыми глубокими причинам конфликтов, зачастую вспыхнувших из-за несправедливости, и принять необходимые меры для их разрешения, мужественно признав свои ошибки. Если будет достигнуто улучшение отношений, это должно будет привести к сокращению расходов на вооружение. Сэкономленные средства можно будет направить на проекты развития самых бедных и нуждающихся людей и народов: усилия, приложенные в этом направлении, способствуют укреплению мира в человеческой семье.
7. Пятая сфера, связанная с искоренением бедности, касается нынешнего продовольственного кризиса, который ставит под угрозу удовлетворение основных потребностей. Этот кризис характеризуется не столько нехваткой продовольствия, сколько трудностями доступа к нему, а также явлениями спекуляции, а, следовательно - неэффективностью политических и экономических институтов, обязанных принимать решения и действовать в условиях нужды и чрезвычайных ситуаций. Недостаточное питание может также нанести серьезный психофизический ущерб населению, лишая многих людей сил, необходимых для того, чтобы выйти без посторонней помощи из нищеты. Это способствует углублению пропасти неравенства, провоцируя реакции, могущие привести к насилию. Все данные о состоянии относительной бедности в течение последних десятилетий свидетельствуют об увеличении разрыва между богатыми и бедными. Главными причинами этого явления, вне всякого сомнения, являются с одной стороны достижения в области технологии, которыми пользуются в основном лица, сосредоточенные в высшем диапазоне распределения доходов, и с другой - динамика цен на промышленные товары, которые растут гораздо быстрее, чем цены на продовольствие и сырье, имеющиеся у самых бедных стран. Таким образом, большинство населения самых бедных стран страдает от двойной маргинализации, имея самые низкие доходы и самые высокие цены.
Борьба с бедностью и глобальная солидарность
8. Одним из наиболее важных путей созидания мира является глобализация, направленная на интересы большой семьи человечества[8]. Однако, для того, чтобы управлять глобализацией, требуется крепкая глобальная солидарность[9] между богатыми и бедными странами, а также внутри отдельных стран, в том числе богатых. Необходимо выработать «общий этический кодекс»[10], положения которого должны не только носить договорный характер, - нормы этого кодекса должны быть укоренены в естественном законе, вписанном Творцом в совесть каждого человека (ср. Рим 2,14-15). Разве каждый из нас не ощущает в глубине совести призыв внести свой вклад в общее благо и мир в обществе? Глобализация устраняет некоторые барьеры, но это не означает, что она не может создавать новых; она сближает народы, но близость в пространстве и времени сама по себе не создает подлинного общения и истинного мир. Глобализация может стать эффективным инструментов для решения проблемы маргинализации бедных слоев населения во всем мире лишь при условии, что каждый человек почувствует себя лично уязвленным существующей в мире несправедливостью и связанными с нею нарушениями прав человека. Церковь, которая является «знамением и орудием глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого»,[11] будет продолжать прилагать усилия к тому, чтобы несправедливости и непонимания были преодолены, и был построен более мирный и солидарный мир.
9. В области международной торговли и финансовых операций сегодня идут процессы, позволяющие позитивно интегрировать экономики, способствуя улучшению общих условий; но существуют также процессы противоположного направления, которые разделяют и маргинализируют народы, создавая опасные предпосылки для войн и конфликтов. После второй мировой войны международная торговля товарами и услугами выросла стремительными темпами, развив динамизм, не имевший прецедентов в истории. Значительная часть мировой торговли охватывала государства с давней индустриализацией, к которым присоединились многие развивающиеся страны, становящиеся все более важными. Однако есть другие страны, с низким уровнем доходов, которых все еще оттесняют от коммерческих потоков. Негативное влияние на развитие этих стран оказало отмечаемое в последние десятилетия стремительное падение цен на сырье, составляющее почти 100% их экспорта. В этих государствах - большинство из них находится в Африке - зависимость от экспорта сырьевых материалов продолжает оставаться мощным фактором риска. Мне бы хотелось здесь повторить свой призыв о том, чтобы все страны имели равный доступ к мировому рынку, без каких-либо исключений и маргинализации.
10. Аналогичные замечания могут быть сделаны в связи с деятельностью в области финансов, касающейся одного их главенствующих аспектов явления глобализации, благодаря развитию электроники и политикам либерализации денежных потоков между различными странами. Самая важная с объективной точки зрения функция финансовой системы, - то есть, функция поддержки на протяжении долгого времени возможности инвестиций и, следовательно, развития - сегодня являет себя как никогда слабой: она подвергается негативным последствиям системы финансовых сделок, как на национальном, так и на мировом уровне, основанных на логике краткосрочности, которая нацелена на увеличение стоимости финансовых операций и сосредоточена на техническом управлении различными видами рисков. Последний кризис показал, как финансовая деятельность может иногда быть полностью сконцентрирована на себе, игнорируя долгосрочные интересы общего блага. Уплощение целей мировых финансовых операторов на кратчайшем сроке ограничивает способность финансовой системы осуществлять свою функцию моста между настоящим и будущим, помогая создавать новые рабочие места и новые производственные возможности на долгий срок. Уплощенная финансовая система, сведенная к операциям на краткий и кратчайший сроки, становится опасной для всех, даже для тех, кому удается получить от нее прибыль во время фаз финансовой эйфории[12].
11. Из всего этого следует, что искоренение бедности требует сотрудничества как на экономическом, так и на правовом уровнях, что позволит мировому сообществу и особенно бедным странам выработать и осуществить координированные действия для решения вышеуказанных проблем, обеспечивая тем самым эффективную правовую основу для экономики. Кроме того, необходимо поощрять создание эффективных и активно действующих институтов в этой области, а также поддерживать борьбу против криминала и способствовать развитию культуры легальности. С другой стороны, нельзя отрицать, что в основе многих неудач в деле помощи бедным странам лежит политика гипертрофированной опеки над ними. Инвестирование в образование людей и интегрированное развитие культуры инициативы сегодня, кажется, является лучшим проектом на средний и долгий срок. Хотя экономическая деятельность нуждается для своего развития в благоприятной обстановке, это не означает, что можно оставить без внимания проблемы дохода. Несмотря на то, что было бы уместно подчеркнуть, что увеличение дохода pro capite не может быть абсолютной целью политическо-экономической деятельности, тем не менее, не следует забывать, что он представляет собой важный инструмент для достижения цели борьбы с голодом и абсолютной бедностью. С этой точки зрения следует освободиться от иллюзии, что политика простого перераспределения имеющихся богатств может окончательно решить проблему, поскольку в современной экономике стоимость богатства зависит определяющим образом от способности получать от него доход в настоящем и будущем. Получение дохода становится, поэтому, неизбежной обязанностью, если желают бороться с бедностью эффективно, добиваясь долгосрочных результатов.
12. Поставить бедных на первое место означает, в конечном счете, что для них должно быть предусмотрено адекватное пространство в правильной экономической логике со стороны деятелей международного рынка, в правильной политической логике со стороны государственных деятелей и правильной социальной логики, предусматривающей широкое участие всех членов в жизни общества, способной задействовать вклад гражданского общества на местном и международном уровнях. Международные организации осознали сегодня ценность и выгодность экономических инициатив гражданского общества или местных администраций, направленных на интеграцию в общество тех слоев населения, которые зачастую находятся ниже черты крайней бедности, и в то же время их трудно охватить официальной помощью. История экономического развития XX века учит, что хорошая политика в области развития зависит от ответственности людей и от создания позитивного взаимодействия между рынками, гражданскими обществами и государствами. Гражданское общество, в частности, играет ключевую роль в любом процессе развития, поскольку развитие является главным культурным явлением, и культура рождается и развивается в гражданской сфере[13].
13. Как утверждал мой глубокочтимый Предшественник Иоанн Павел II, особенностью глобализации «является ярко выраженная двойственность»,[14] и поэтому ею следует управлять с мудростью и осмотрительностью. Эта мудрость подразумевает, что в первую очередь следует учитывать нужды бедных слоев населения земли, преодолевая скандал диспропорции между проблемами бедности и мерами, которые используют люди для их решения. Эта диспропорция проявляется как в культурном и политическом уровнях, так и духовной нравственной сферах. На самом же деле, пытаясь разобраться в причинах бедности, зачастую останавливаются на самых поверхностных и инструментальных, не доходя до тех, что живут в человеческом сердце, таких, как жадность и узость мировоззрения. Проблемы развития, оказания помощи и международного сотрудничества зачастую рассматриваются без реального вовлечения людей, как технические вопросы, которые ограничиваются созданием структур, подписанием тарифных соглашений, перечислением безличных финансовых средств. Между тем, для борьбы с бедностью требуются мужчины и женщины, глубоко проникнутые духом братства и способные сопровождать индивидуумов, семьи и общины на пути подлинного человеческого развития.
Заключение
14. В энциклике Centesimus annus Иоанн Павел II наставлял о необходимости «отказаться от мышления, согласно которому бедные - и люди, и народы, - просто бремя, досадная помеха, потребители произведенного другими». «Бедным нужно, - писал он, - чтобы им дали право пользоваться вместе со всеми материальными благами и извлекать пользу из собственной способности к труду, создавая тем самым более справедливый и более благополучный мир для всех»[15]. В нынешнем глобализированном мире становится все более очевидным, что мир может быть построен только в том случае, если каждому гарантируется возможность разумного роста: несправедливые перекосы системы, раньше или позже, но обязательно предъявят счета всем. Поэтому только безумец может строить золотой дворец, вокруг которого простирается пустыня или разруха. Глобализация сама по себе неспособна созидать мир, и во многих случаях она, напротив, создает разделения и конфликты. Она, скорее, сама нуждается в том, чтобы быть ориентированной к целям глубокой солидарности, направленной на благо всех и каждого. В этом смысле глобализацию следует рассматривать как хорошую возможность для осуществления чего-то важного в борьбе с бедностью и предоставить в распоряжение справедливости и мира доселе невиданные ресурсы.
15. Главным предметов заботы социальной доктрины Церкви всегда были бедные. Во времена энциклики Rerum novarum они состояли главным образом из рабочих нового индустриального общества; в социальном учительстве Пия XI, Пия XII, Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II выявлялись новые формы бедности, по мере того, как расширялся горизонт социального вопроса, обретя в итоге мировые масштабы[16]. Это расширение социального вопроса до глобальных масштабов следует рассматривать не только в смысле количественного увеличения, но и качественного углубленного изучения человека и нужд большой семьи человечества. Поэтому Церковь, внимательно следя за нынешними явлениями глобализации и за их влиянием на человеческую бедность, указывает на новые аспекты социального вопроса, не только вширь, но и в глубину, в том, что касается идентичности человека и его отношения с Богом. Это принципы социальной доктрины, призванные прояснить связь между бедностью и глобализацией, и направить деятельность на созидание мира. Среди этих принципов здесь следует особо упомянуть «преимущественную любовь к бедным»[17], в свете первенства любви, о которой свидетельствует вся христианская традиция, начиная с ранней Церкви (ср. Деян 4,32-36; 1 Кор 16,1; 2 Кор 8-9; Гал 2,10).
«Пусть каждый и без промедления делает то, что ему надлежит», - писал в 1891 году Лев III, и добавил: «Что касается Церкви, то она ни в коем случае и никогда не откажется от своего дела»[18]. Это убеждение сопровождает и сегодня деятельность Церкви по отношению к бедным, в которых она видит Христа[19], слыша постоянно звучащим в своем сердце слова Князя Мира, обращенные к апостолам: «Vos date illis manducare - вы дайте им есть» (Лк 9, 13). Верная этому призыву своего Господа, христианская община не перестанет заверять всю семью человечества в своей поддержке через порывы творческой солидарности, не только отдавая от «излишков», но прежде всего побуждая изменить «стили жизни, модели производства-потребления и стабильные структуры власти, на которых стоит сегодня общество»[20]. К каждому ученику Христа, равно как и каждому человеку доброй воли я обращаю, поэтому, в начале нового года горячий призыв раскрыть сердце к нуждам бедных людей и сделать все практически возможное, чтобы прийти им на помощь. Ведь невозможно опровергнуть истинность аксиомы, согласно которой «борьба с нищетой заключается в том, чтобы созидать мир».
Из Ватикана, 8 декабря 2008 года
Размещено 19.12.2008
ссылка на источник