Англиканские францисканцы Америки
В епископальной церкви (штат Теннеси) познакомился с монашеской супружеской парой. В целом монахи в епископальной церкви - это довольно редкое явление. По крайней мере, я с этим раньше не сталкивался. Всего в США их насчитывается несколько сот человек. Спросил приятеля, принадлежащего к этой церкви, он ничего не мог толком сказать лишь посоветовал: «Подойди к ним сам и расспроси». Что я и сделал.
Изначально францисканцы – это католический монашеский орден. Монах Франциск в 1205 г. (называются и иные даты) решил жить по-новому, ограничив себя стандартами тогдашнего уровня бедности и посвятив себя проповеди покаяния. Грубая ряса и босые ноги однозначно символизировали приверженность бедности не как горькой судьбе, а как сознательно выбранному принципу. У него появились последователи, которые сформировали братство, получившее одобрение самого папы римского. Источником вдохновения для проповеди бедности была идея: Христос и его апостолы не имели почти ничего.
Еще при жизни Святого Франциска к нему поступали просьбы со стороны семейных людей, которые не могли вступить в орден, помочь им жить в соответствии с его принципами. И для них был создан Светский францисканский орден, существующий и по сей день. Именно к нему и принадлежит встреченная мною супружеская пара.
Правила праведной жизни, сформулированные святым Франциском, включают в себя следующие требования:
1) Любить Бога.
2) Любить своего соседа (ближнего).
3) Избегать греховных тенденций.
4) «Причащаться к телу и крови нашего господа Иисуса Христа».
5) Жить благотворительностью, прощением и состраданием к другим.
В дальнейшем эти правила периодически корректировались. Епископальная ветвь францисканцев последний раз вносила коррективы в 2005 г.
Орден францисканцев сохранился до наших дней. В мире насчитывается примерно полмиллиона людей, носящих это звание и принадлежащих к разным религиозным течениям. Большинство – католики, но сейчас орден францисканцев существует и в епископальной церкви (американский аналог англиканской церкви Великобритании). Т.н. «Американская провинция» францисканцев охватывает территорию от севера Канады до юга Чили. В этой провинции есть Первый и Третий ордена. Первый включает монахов, соблюдающих обет безбрачия. Третий состоит из людей, ведущих обычную жизнь, семейных и одиноких, пытающихся жить, соблюдая по мере возможности францисканские принципы. К этой категории относится и встреченная мною супружеская пара, недавно перебравшаяся в Теннеси из Алабамы, где она пострадала от торнадо.
Основные направления служения Богу – молитва, изучение Священного писания и труд, понимаемый как следование божественной воле. В труде особенно ценится то, что приносит пользу другим, прежде всего тем, кто нуждается в помощи.
С точки зрения францисканцев, все, что есть у людей, принадлежит Богу, а человек лишь распоряжается миром, вещами и т.д. по его доверенности. Отсюда – требование бережного отношения к окружающей среде, сокращение потребления во имя ее сохранения отказ от всего, что определяется расплывчатым словом «роскошь».
Отсюда вытекает требование жить просто. Такая жизнь начинается с одежды, нагруженной символами простоты: грубая ткань, примитивный покрой и веревка вместо ремня. Правда, эту монашескую одежду надевают только на службу. В повседневной жизни выделить этих францисканцев из толпы невозможно. Простота жизни – это не причуда. Она является не только попыткой имитации предельно простой жизни Христа и его апостолов в современном обществе потребления. Это также средство закалки души через развитие способности постоянно говорить «Нет!» своим потребностям и прихотям. Считается, что озабоченность материальными вещами является препятствием на пути общения францисканца с Богом и своими братьями и сестрами. Следовательно, культивирование простоты повседневной жизни сближает человека с Богом.
Молитва – это деятельность, формирующая каркас повседневной жизни. Мои знакомые молятся четыре разы в день. И каждый раз это углубленная и продолжительная духовная работа, требующая немало времени. Каждая молитва – это медитация, уводящая на время в своеобразную духовную обитель, оторванную от мира. Кроме того, францисканцам рекомендуется периодически уходить подальше от суеты современной жизни, чтобы побыть в уединении, предавшись без помех молитве.
Каждый монах формулирует свой свод правил, вытекающих из общих принципов францисканской теологии. В следовании этому своду (Rule) развивается еще одно принципиально важное качество – покорность. У каждого монаха есть т.н. духовный наставник (Spiritual Director), перед которым он отчитывается минимум пару раз в году о своей жизни. Кроме того, монах должен посещать собрания братьев, вносить пожертвования на нужды Ордена.
Сразу стать настоящим францисканцем нельзя. На познание себя как потенциального члена ордена отводится три года, которые расписываются по стадиям. Главное содержание этого периода – постараться понять, действительно ли «Бог призывает» этого человека. На первом этапе «аспирант» составляет свод индивидуальных правил (“The Rule”), где конкретизирует применительно к себе основные принципы Ордена: изучение Священного писания, покаяние, индивидуальные молитвы, самоотрицание, уединение, труд, смирение. Пока эти правила рассматриваются и утверждаются Орденом, кандидат пытается жить в соответствии с ними. Когда они утверждены, он переходит к следующему этапу. В дальнейшем он регулярно отчитывается перед своим духовным наставником о том, в какой мере он успешен на пути формирования личности францисканца.
В.И. Ильин
Размещено 14.12.2008
ссылка на источник