Как быть христианином в развитом мире?
Правду говоря, вот что мне пришло в голову: чтобы быть христианином в развитой стране, надо покинуть ее. Но не обязательно в географическом смысле.
Ранер говорит: христианин XXI века или будет мистиком, или не будет христианином. Касальдалига, бразильский епископ, чья епархия состоит из крестьян и индейцев, поправляет его: христианин или будет бедным, или не будет христианином.
Во-первых, христианин честен с тем, что видит. А честность по отношению к действительности – это прежде всего испытание совести. Я знал архиепископа Ромеро и о. Игнасио Эльякурию. Когда они оба попытались быть честными, увидели то, что есть, узнали народ Сальвадора, они решили говорить правду. Приехав в селение Маравильярес после месяца «зачисток», архиепископ сказал крестьянам: «Это вы – Тот, Которого пронзили». Эльякурия сказал: «Это вы – воскресший Христос». Вот что значит видеть и быть честным. Вы знаете: 2500 млн. человек живут меньше чем на 2 евро в день, 25 тыс. человек каждый день умирают голодной смертью. Вот они – распятые. Чтобы быть христианином, не надо даже приходить к Новому Завету. Уже в Книге Бытия Бог спрашивает: «Где Авель, брат твой?»
Второе – это «стоять за бедных». Если ты этого не делаешь, ты уже не христианин. Ведь бедные – это большинство людей. Сам Бог стоит за них. Угнетенные, эксплуатируемые, страдающие... и Бог видит их страдания, Бог слышит их вопль. Сердце влечет Бога туда, где больше всего страдания. Епископы в Пуэбле в 1979 г. заявили нечто фантастически прекрасное: просто потому, что эти люди бедны – не потому, что они добродетельны и святы, – просто потому, что выносят на своих плечах всю тяжесть жизни, Бог защищает их и любит их. Бог солидарен с бедными, ради них Он ввязывается в человеческую историю. Кто же такие бедные? Те, чья жизнь в опасности от недостатка основных средств. Те, против кого власть.
В III веке христиане говорили: Extra ecclesiam nulla salus (вне Церкви нет спасения). На втором Ватиканском соборе один доминиканец по имени Шиллебекс сказал: extra mundum nulla salus (вне мира нет спасения). А мы в Латинской Америке говорим: extra pauperes nulla salus (вне бедных нет спасения).
И в-третьих. Чтобы уничтожить зло, чтобы выкорчевать его корни, надо это делать. Надо участвовать в человеческой истории. И бедные, просто потому, что бедны, делают это. За это мы должны благодарить их. Наши иезуиты, работающие в Третьем мире, говорят: «бедные – просто потому, что бедны, а не потому, что святы - спасут богатых», «эти африканские церкви, такие несчастные, бедные... спасут все богатые церкви мира», «из этой цивилизации богатства только один выход – чтобы ее преодолела цивилизация бедности». Сумасшествие, правда? Может быть.
о. Жон Cобрино
Размещено 14.12.2008
ссылка на источник