ШКОЛА КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ И ДУХОВНОСТИ

Санкт-Петербург

Богословские курсы для мирян
при Католической Высшей Духовной Семинарии
"МАРИЯ – ЦАРИЦА АПОСТОЛОВ"
на ГЛАВНУЮ
О библейкой герменевтике Иринея, епископа Лионского

      Определенный интерес в изучении раннехристианской герменевтики предтавляет личность и труды епископа Иринея Лионского (ок.130 - ок.200). Он был автором довольно большого числа сочинений, часть которых сохранилась. Основные сочинения — это пять книг Adversus Haereses (Против Ересей) и Доказательство апостольской проповеди. Они важны для понимания собственного богословия св. Иринея и его противостояния с рядом религиозно-философских гностических учений. Касательно его библейской герменевтики. Ириней не разделял слова Моисея, ветхозаветных пророков или новозаветных авторов от слов Господа Бога. Писание, для него, - авторитет, потому что представляют собой откровение Бога в человеческом слове (См. Против ересей. I, 8:1; II, 2:6). Для Иринея, библейские тексты — совершенные и самодостаточные (хотя, парадоксально, Ириней не утверждал, что Писание вседостаточно для понимания любого вопроса). Все что изложено в Писаниях, для Иринея, не лишено значимости и смысла (Против ересей. IV, 31:4). Многие библейские тексты, однако, трудны для понимания (Против ересей. II, 28:2). Следовательно, без помощи от Бога, понимание невозможно. Компетентность человека понимать библейские тексты, не безгранична. Это один из контраргументов Иринея еретикам, которые, по его мнению, пытались объяснить необъяснимое. По Иринею, есть знание и понимание божественных тайн, которое должно предоставить Богу.
      В своем сочинении Adversus Haereses, Ириней обвиняет еретиков в неправильной интерпретации текстов Св. Писания. Бина еретических мыслителей – в игнорировании христианской вероучительной традиции (т.е. «правило веры», κανων της πιστεως или regula fidei). Ириней первым обратился к концепции “Правило веры” или “Тело истины”, которая отражает суть органического и систематического единства христианкой Церкви. Рован A. Греер (Rowan A. Greer), среди многих других исследователей, отмечает, что Ириней обнаружил и сформулировал для раннего христианства «Апостольское правило веры» как наиважнейший герменевтический принцип интерпретации библейских текстов. Ириней (вместе с другими Отцами Церкви), понимает «правило веры» безупречным, потому что оно сформировано Христом и Апостолами, но при этом раскрытым для проверки Писанием. Категорически не согласимся с мнением, что Ириней понимает «Правило истины» или «Правило веры» как некий внешний авторитет Церкви, контролирующий понимание библейских текстов. Такое понимание в библейской герменевтике возникло позже.
      Ириней желает видеть в каждом христианском экзегете здравый ум, преданность благочестию, любовь к истине. Он советует понимать библейские тексты буквально. В Писании, он утверждает, Бог учит не образно, но прямыми словами. Поэтому, он рекомендует не «приспособлять» значение притч, не умножать их значение. «Иначе столько будет толкователей притчей, столько окажется истин, взаимно себе противоречащих и установляющих» (Против ересей. II, 27:1). Несмотря на то, что Ириней посвятил достаточное внимание опровержению легитимности аллегорического толкования как приемлемого подхода к библейским текстам, он не смог разработать четкое обоснование такой позиции. Более того, он сам неоднократно прибегает к аллегорической интерпретации. Экзегеза Иринея отражает уверенность о теологической целостности и гармонии библейского корпуса. Следуя постулатам ранней раввинистической герменевтики и эллинистической риторики, герменевтика Иринея допускает понимание Писания из контекста Писания. Целостный подход раввинистического мидраша рассматривал ветхозаветные книги как одно неразделимое целое. Ириней интерпретирует библейский текст с пониманием грамматических закономерностей языка (лексики и синтаксиса) и литературного контекста. Он осуждает еретиков, которые «оставляют в стороне порядок и связь Писаний, и сколько можно, разрывают члены истины…, переставляя и переиначивая, и из одного делая другое, они успевают обольстить многих призраком нескладно связанных слов Господних» (Против ересей. I, 8:1). Ириней, в своих сочинениях, одновременно, консервативен, традиционен и изобретателен.

Александр Негров

Размещено 14.12.2008
ссылка на источник



Сайт управляется системой uCoz