|
|||||||||||||||||||
на ГЛАВНУЮ
|
Провозвестники диалога: Андри де Любак и Жюль Моншанен
Анри дё Любак – выдающийся католический богослов XX века и один из отцов II Ватиканского Собора. Папа Иоанн Павел II писал о нём: «Особенно обязан я отцу Иву Конгару и отцу Анри де Любаку. Помню и сегодня, как отец де Любак поощрял меня не отступаться от той линии, которая обозначилась благодаря моему участию в дискуссии. Это было уже во время собрания в Ватикане. С тех пор я особенно подружился с отцом де Любаком» (Иоанн Павел II, “Переступить порог надежды”, гл.24). Мало кто знает, что именно отец де Любак стоял у истоков индуистско-христианского диалога и стал вдохновителем создания первого католического ашрама Индии Шантиванам. Дружба длинною в жизнь
«Отец дё Любак по-прежнему очень деликатен: мы обсуждали столько разных вопросов, и он так глубоко всё понимает!» Когда в середине 30-ых годов прошлого столетия, аббат Моншанен начинает чувствовать призвание к служению в Индии, к началу интенсивного диалога с индуизмом, Анри дё Любак активно поддерживает священника. Они часами обсуждают возможность рассмотрения тайны Евангелия в свете философии веданты, а также проект будущего христианского ашрама, посвящённого Пресвятой Троице, монахи которого вели бы созерцательный образ жизни в соответствии с многовековой индийской традицией. Моншанен пишет: «Он (дё Любак) испытывает ко мне сильные дружеские чувства, находясь в поиске, стараясь реализовать его давнее прозрение, которое он лелеял со времён семинарии: увидеть всё в свете теологии, и перевести всю теологию на язык мистики, избавив её от всех наслоений, и открыв чистую духовность, самое важное…Он считает, что, лишь отправившись в Индию, я смогу лучше переосмыслить наше богословие, чем просто размышляя над богословскими вопросами». Миссия аббата Моншанена
«Воспоминания о Вас, нет, само Ваше присутствие меня не покинуло. Вы ближе мне, чем в те дни, когда мы жили рядом, поскольку между нами не осталось ничего, кроме самого главного. Я чувствую, я вижу Ваши страдания, Ваш призыв, который привёл Вас к том, что может показаться авантюрой, но, эта авантюра на самом деле – царский путь, проложенный Христом, Ваш путь. Между нами общение святых – не просто пустые слова, я принимаю его во всей полноте». Миссия Моншанена увенчалась успехом: в 1946 году он прибывает в Рим как победитель: встречи, конференции, расспросы ведущих мировых теологов того времени. Сам Папа Пий XII принимает аббата и даёт ему своё благословение: «В Кастель Гандольфо Пий XII с интересом выслушивает его (Моншанена) и благословляет его труды». Успех отца Жюля вдохновляет самого дё Любака, который начинает активные исследования в области восточной философии и религии, а затем пишет три фундаментальных труда по буддизму: «Некоторые аспекты буддизма» (1951), «Встреча буддизма и запада» (1952) и «Амида» (1955). Интенсивный богословский диалог двух священников приводит их к некоторым общим представлениям о взаимосвязи всех мировых религий: если для Моншанена образ Саччидананда Брахмана (Духа, исполненного Вечности, Знания и Блаженства) есть пророческое предвосхищение тайны Троицы, до для Анри дё Любака Амида – пророческое предвосхищение тайны Воплощения: «Христос – наш истинный Амида – так бы сказали наши предки, если бы были знакомы с дальневосточным буддизмом». Путь двух отцов Вернувшись в Индию, аббат Моншанен, вместе с бенедиктинцем доном Анри Лё Со основывает новый католический ашрам Шантиванам, который до сих пор остаётся важным центром диалога Католической Церкви с нехристианскими религиями. Первая крупная работа Лё Со, написанная им в сотрудничестве с Моншаненом («Гухантара»), встречает непонимание со стороны европейских богословов, однако Анри дё Любак вновь демонстрирует неординарность своего мышления. Он пишет дону Лё Со:
Размещено 28.11.2008
|