ШКОЛА КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ И ДУХОВНОСТИ

Санкт-Петербург

Богословские курсы для мирян
при Католической Высшей Духовной Семинарии
"МАРИЯ – ЦАРИЦА АПОСТОЛОВ"
на ГЛАВНУЮ
Отношение христиан к общественной жизни

      Могут ли верующие-христиане принимать участие в общественной, политической жизни? Традиционное мнение отвечает на этот вопрос отрицательно, т.к., во-первых, политика – это “грязное дело”, а, во-вторых, политические партии разделяют людей на группы, нередко враждующие друг с другом и отстаивающие свои, узкие интересы. Задача же Церкви, верующих заключается в том, чтобы служить всем людям, независимо от их политических убеждений. В то же время христиане существует не в вакууме.
      Они живут в обществе, государстве и являются частью этого общества, а потому не могут считать себя отделенными от внешнего мира.
      В истории известны две крайности в решении вопроса о взаимоотношении церковного и мирского. С одной стороны, это стремление только к Божественному при полном игнорировании земных проблем. Материальный мир со всеми его проблемами и необустроенностью рассматривается при этом, как следствие грехопадения. Вторая крайность – это устремленность к материальному при полном игнорировании высшего духовного начала – Бога. Проблема органичного взаимодействия Божественного и человеческого в общественной жизни до сих пор остается нерешенной. Между тем принципиально важно найти между ними некий баланс, который обеспечил бы жизнеспособное развитие человека и общества.
      В Библии сказано: “Царство Мое не от мира сего” (Иоанн. 18, 36). В этом смысле между церковью с одной стороны, и обществом и государством с другой, существует, казалось бы, непреодолимый барьер. Сама по себе религия представляет собой направленность к Божественному, неземному. В то же время, она реально существует здесь, на земле. Мартин Лютер очень четко определил назначение Церкви в ее богослужебной функции. Он сказал: “Служить Богу – есть ни что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга,… любому, кто душевно или телесно в тебе нуждается, это и есть богослужение”.
      Многие проблемы нашего общества во многом обусловлены неправомерным отстранением Церкви, верующих (будь то принудительным или добровольным) от общественной жизни и участия в решении социально-политических вопросов. Наша вера, духовное бытие и бытие материальное едины и неотделимы друг от друга, подобно двум сторонам медали. Человек – творение Божие. Бог создал мир, а затем, по Своему образу и подобию, создал человека. Он наделил человека разумом, свободной волей и чувствами и поселил его в мире, как управителя и преобразователя, назначение которого – вести мир к исполнению Божественного замысла. Поэтому невозможно ни освобождение от Божественного присутствия в земной жизни, ни отстранение Бога от мира, который Он создал. Каким образом человек может исполнить свое предназначение? Через поиск во всем воли Божией. А когда он найдет ее, то должен посвятить свою жизнь исполнению этой воли. Фундаментальные принципы, лежащие в основе Десяти Заповедей (благоговение перед Богом и перед именем Божиим, почитание дня Господня, почитание родителей, почитание жизни, уважение собственности, уважение личности, почитание истины и доброго имени людей, уважение к себе), призваны указать человеку правильный путь в его поисках.
      Однако в день грехопадения человек избрал свой собственный путь к богоподобию и преступил Божию заповедь. Между Творцом и творением на долгие тысячелетия пролегла пропасть. Человек продолжал оставаться управителем мира, но уже не мог вести его к исполнению Божественных предначертаний. Фактически мы не управляем миром, а варварски его эксплуатируем, уничтожая все, в чем не чувствуем сиюминутной потребности или личной выгоды, в том числе и себе подобных. Вместе с тем, мы не безнадежны. С пришествием Христа у человека появилась возможность восстановить свою изначальную природу, изначальное предназначение. Через доверие Богу, через предание себя в Его руки мы получаем возможность обрести утраченное единство и возможность смотреть на мир уже не со своей, а с Божественной точки зрения. А это, в свою очередь, означает восстановление возможности преобразовывать мир именно в соответствии с Божьим замыслом. Сам по себе человек подобен бредущему ощупью слепому, не имеющему ни малейшего представления о том, что его ждет впереди. Жертва Христа исцеляет уверовавших, позволяя им прозреть, познать истинную цену себе и окружающим, увидеть мир во всей его полноте и изменить то, что делается неправильно. Но чтобы осуществить это предназначение, человек должен быть активным. Действовать и, при этом, результативно, вот что от нас требуется. Что случилось с рабом в известной притче о талантах? Он получил в дар один талант и зарыл его в землю, и был за то осужден. “Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,… А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов” (Матф. 25, 28-30). Казалось бы, ничего плохого раб не сделал, чтобы заслужить такое наказание. Он не растратил свой талант и не пропил. Но в этом-то и состояла его вина. Он ничего не сделал! Он бездействовал, и был за это осужден. Поэтому для нас, как для христиан, неприемлема самоизоляция, укрывательство самих себя за церковными стенами.
      Христос вовсе не призывает Своих учеников изолироваться от мира. Напротив, Он дает им однозначное поручение: “Идите и научите все народы…, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…” (Матф. 28, 19-20). А Благовествование, христианское свидетельство - это не просто декларация веры, но и образ мышления с вытекающим из него образом жизни. Мир дан нам в управление не для того, чтобы мы просто смотрели на него. Мы должны преобразовывать его с тем, чтобы он стал лучше, нежели был. То есть, говоря языком притчи, управлять десятью данными нам талантами мы должны так, чтобы они принесли еще десять талантов прибыли. Поэтому у нас нет права воспринимать происходящие вокруг нас процессы, в том числе и общественно-политические, просто как данность. Мы должны осмысливать их, участвовать в их обсуждении и, исполняя свое предназначение, принимать меры для реализации своего видения проблемы.
      В Библии немало говорится о государстве. При этом оно наделяется относительным, а не абсолютным значением. Оптимальное государственное устройство должно, с одной стороны, обеспечивать человеку возможность свободного развития, а, с другой, ограничивать зло, проистекающее из двойственной природы человека. Ведь человек создан по образу и подобию Божию, призван к совершенствованию на благой стезе Божией (именно в этом и заключается конечный смысл земного бытия). В то же время, человек свободен и, вследствие этого, способен двигаться в противоположном направлении – к злу. Что касается добра, то все, что способствует ему прямо или косвенно, имеет явную религиозную ценность. Что же касается зла, то история развития человечества наглядно доказывает, что безусловному запрету следует подвергать лишь явные его проявления, такие как воровство, насилие, убийство. Любые попытки полностью искоренить зло всегда приводили к еще большему злу. Поэтому во всех областях регламентации жизни общества за цель следует принимать не абстрактное понятие высшего блага, а наименьшее зло в обществе. Из этого нужно исходить, говоря о фундаментальных правах и свободах человека в нашем обществе. И здесь очень важно то, что источником этих прав и свобод является не государство, а Бог.
      Учитывая все это, а, также признавая, что Бог является источником наших прав и свобод, можем ли мы считать, что человек вправе посягать на то, чем он сам наделить другого человека не может? Конечно же, нет. В основе права лежит абсолютное достоинство человеческой личности и равенство всех людей. Эти идеи входили в сознание человечества постепенно и явились продуктом длительного исторического развития. Некоторые ограничения в свободе слова и еще больше в свободе действия должны существовать. Государство должно нести контролирующую функцию, но таковая применяется исключительно по отношению к внешним проявлениям деятельности человека, включая соблюдение его гражданами очевидных и однозначных истин, выраженных еще в ветхозаветных заповедях: не убий, не укради. Внутренняя же жизнь человека, его убеждения, его вера не должны контролироваться государством. Не должно быть никаких ограничений свободе мысли, совести. Естественной границей свободы одного человека может считаться только свобода другого человека и ничто другое.
      Христос призывает Своих учеников к действию, к активному служению, к служению Богу через служение ближнему. “Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф.25, 37-40). Эта заповедь служения лишает нас права на пассивное созерцательство, на равнодушие к нуждам ближних. Поэтому мы не только имеем право, но и должны участвовать в общественно-политической жизни государства, в управлении государством через вхождение в государственные органы власти.
      Государство не должно гарантировать людям духовного развития. Это развитие может быть только свободным. Государство должно лишь создать все необходимые условия для нормальной жизни своих граждан и в первую очередь обеспечить право человека на жизнь.
      Каждый человек имеет право на жизнь. И речь идет не только о том, что правоохранительные органы должны защищать человека, а не издеваться над ним. Государство обязано гарантировать это право своим гражданам, чтобы не возникала ситуация, когда только из-за отсутствия материальных средств человек может быть обречен на смерть. Государство обязано гарантировать каждому гражданину медицинскую помощь, уровень квалификации которой не должен ставиться в зависимость от его материального положения. Человека должны лечить, чтобы вылечить, а не превращать его недуг в источник дохода. Платная медицина безнравственна.
      Каждый человек должен иметь уверенность в том, что в чрезвычайной ситуации государство и общество придут ему на помощь, где бы он ни находился: на территории своей страны или за рубежом. Человеческая жизнь всегда приоритетна по сравнению с любыми материальными ценностями.
      Гражданин должен защищать свою Родину. Заповедь «не убий» говорит о том, что человек не должен быть инициатором насилия, но, в то же время, он не должен быть пассивным наблюдателем, если насилие учиняется над его ближними или над ним самим. Для тех, кто по моральным принципам не может брать в руки оружия, должна быть введена альтернативная служба.
      Жизнь есть дар Божий. Бог по Своему усмотрению приводит человека в мир и отзывает из него. Суд человеческий, ни при каких обстоятельствах не имеет права присваивать себе Божественные прерогативы и осуждать кого-либо на смерть. В то же время, общество имеет право и должно ограждать себя от людей, совершающих преступления, в т. ч. и убийства. Если нет надежды на исправление преступника, он должен присуждаться к пожизненному заключению без права на помилование. Однако смертная казнь, являющаяся, по сути, актом мести, не должна практиковаться, ибо Господь говорит: «Мне отмщение, и Я воздам. (Римл.12, 19)».
      Воистину, великая надобна самоуверенность и великая ослепленность, дабы кровь, стекающую с эшафота, именовать правосудием.
      Каждая конфессия или деноминация имеет право на существование. Однако, применяясь к условиям России, следует учитывать, что мы живем далеко не в дружественном окружении, как это представлялось на заре перестройки. В мире процветает культ насилия, силы и, если ты идешь на односторонние уступки, то таковые будут расценены как проявление слабости и спровоцируют давление со стороны окружающих.
      Каждая страна имеет свои интересы: экономические, политические, культурные. Вероисповедные вопросы также не могут рассматриваться в отрыве от внутриполитической ситуации и государственных интересов. В настоящее время Россия ослаблена, и потому в экономике, Государство должно защищать интересы отечественного производителя вне зависимости от принадлежности последнего к государственному, или частному сектору. Так и в вопросах, связанных с вероисповеданием, необходима поддержка традиционных конфессий со стороны Государства. Провозгласить полную свободу в вопросах веры – означает отдать страну на откуп наиболее богатым и имеющим большой опыт миссионерам. Нам представляется, что Государство, не запрещая действовать вновь образовавшимся деноминациям, должно активно поддерживать и помогать традиционным конфессиям, которые не только существуют в России несколько столетий, но и внесли значительный вклад в становление и укрепление российского Государства и общества. Ныне эти Церкви ослаблены и не могут работать в полную силу, поэтому задача Государства – оказать им реальную помощь в восстановлении.

Владимир Пудов

Размещено 26.11.2008
ссылка на источник



Сайт управляется системой uCoz