Плотин и христианство: учение об экстазе
Взгляды и личность великого философа поздней античности Плотина (205-270) часто подвергались остракизму в христианстве. Однако, как и многие языческие мудрецы древности, жившие до него - Сократ, Платон, по духу Плотин был близок учению Христа. Как часто мы бываем скоры на суд, привычно осуждая человека за то, что он принадлежит другой религии или в силу жизненных обстоятельств еще не пришел к Христу. Все эти мусульмане, суфии, иудеи, великие учителя античного мира, индийские йоги для иного правоверного христианина часто не более чем пыль или нечистота.
Но вспомним, сколько зла творилось в истории людьми, принявшими крещение и ходящими в церковь - крестовые походы, инквизиция, сжигание еретиков, бомбежки Ирака и Афганистана, драма Чечни. Спрашивается, кто же более близок к Богу - тот, кто носит крест и несмотря на это творит зло (часто прикрываемое "праведными" мотивами) или тот, кто еще не пришел к Иисусу, но всеми силами души, подсознательно стремится к Нему?
Одним из "злейших врагов" христианства с легкой руки некоторых догматиков стал Плотин. Однако, если внимательно посмотреть на учение и жизнь этого мистика, продолжающего и почти две тысячи лет спустя волновать умы, то мы увидим, что Плотин был не так уж далек от Царствия Небесного. Об этом мы можем судить хотя бы на примере его учения об экстазе, состоянии божественного вдохновения ума, характерного также для практики древних пустынников Сирии и Египта, монахов-исихастов, св. Франциска Ассизского.
Целью жизни философа, подобно христианам, Плотин полагает единение с Богом. Согласно его учению, это возможно через экстаз. То есть возвышение души над материальным миром и страстями до уровня, на котором она соединяется с Творцом. Процесс достижения состояния экстаза напоминает медитацию. Ум должен быть приведен в состояния покоя и отрешенности о земных заботах. Этого невозможно достичь чисто технически, то есть с помощью только специальной психотехники, регулировки дыхания, музыки, не говоря уже о недопустимости употребления психотропных - алкогольных или наркотических веществ. Подобно монахам-исихастам и христианским пустынножителям первых веков, Плотин в основу экстаза кладет Благо. Под этим подразумевается совершение добрых поступков, воздержание от страстей, аскеза в виде отказа от мясной пищи и воздержание от слишком долгого сна. То есть все то, что практикуется, например, в православном и католическом монашестве.
В то время, как экстаз может быть мгновенным, подготовка к нему через духовное и телесное очищение, достижение состояния отрешенности - то есть недоступности для суеты и мирских страстей может занять значительное время. К слову говоря, в античные времена, философия была не столько учением, сколько образом жизни. Вокруг философа складывалась община, или кружок последователей, которые жили подобно своему учителю. Слово мудреца всегда проверялось практикой. И если возникало несоответствие между благостными словами и злыми делами, такой учитель сразу терял авторитет, его школа распадалась, ученики уходили. Плотин отнюдь не предстает перед нами как затворник, отгородившийся от мира. По-видимому, он занимал важную должность при императорском дворе. Натура импульсивная и впечатлительная, этот египтянин в возрасте 39 лет отправился в рискованную экспедицию с римским императором Гордианом. Все закончилось трагедией. Правитель империи погиб от руки собственных солдат в результате переворота, а Плотин вынужден был спасаться бегством. Целью путешествия философа были отнюдь не военные подвиги, но желание приобщиться к великой восточной мудрости, ознакомиться с персидской и индийской философией. Следы практики йогов отчетливо прослеживаются в учении Плотина об экстазе. Вернувшись на родину, он занимает должность скромного учителя детей одной аристократической семьи. Находясь под влиянием своего великого предшественника - Платона и будучи знаком с концепциями гностиков, он из этого сплава начинает формировать свои собственные оригинальные взгляды.
Постепенно вокруг Плотина формируется кружок единомышленников и последователей. Среди них - Порфирий, составивший жизнеописание Плотина и объединивший его труды в книге под названием "Эннеады". В отношениях между учителем и учениками не было строгой субординации или корыстных мотивов. Подобно стоикам Плотин учил о необходимости воздерживаться от излишеств, уметь равно спокойно переносить тяготы и радости жизни. Тем не менее, Плотин находится нравственно неизмеримо выше стоиков, холодных и безучастных к своей собственной судьбе и проблемам других людей. Как и Христос, Плотин кладет в основу своего учения не только воздержание от страстей, но и помощь ближнему, творение добра.
Целью и средством экстаза является любовь. Любовь не только к ближнему, но к красоте созданного Богом мира, к каждой травинке и насекомому, к мирозданию. Состояние ума человека переживающего экстаз - восхищение: "Посмотрите на изумительное разнообразие любого вида живых существ или растений с красотой их плодов и листвы, с их распускающимися цветами и стройными стеблями", - восклицает Плотин. Это состояние радости и любви ко всему сущему как и у св. Франциска Ассизского есть выражение восхищения Творцом, мудро и с любовью устроившего весь этот мир. В состоянии экстаза Плотин слышит космический ритм, музыку пронизывающую все сущее: "Все здесь полно жизни, все - мелодия, все - ритм". Вспомним, что и св. Франциск в состоянии экзальтации брал в руку кусок дерева и водил по нему невидимым смычком, как на скрипке, воспевай песнь Богу.
Плотин говорил, что нужно стремиться, чтобы состояние экстаза стало постоянным. Тем не менее, на практике обычно это бывают лишь короткие мгновения озарения, нахлынувшее чувства сопричастности "я" всеобщему бытию и Творцу. Потребность находиться постоянно в состоянии экстаза есть не психо-физическое насилие над личностю, но живая необходимость для того, кто однажды уже пережил это благостное чувство. Душа начинает стенать и тосковать от своей удаленности от неба и Бога после того как хоть раз вкусила от плодов райских кущей. Она начинает болезненно ощущать выпадение из Божественного единства, плеромы в физический мир, где господствуют боль и разделение.
Для живущего праведным образом человека Плотин рекомендует несложные приемы содействующие достижению экстаза. Как уже было ранее сказано, это творение добра ближнему, достижение внутреннего состояния незлобивости, любви ко всему сущему. Желательно разумное ограничение в еде, отказ от чрезмерного сна. С психической точки зрения, необходимо переключить энергию души, поток сознания с внешнего мира на внутренний, и направить ее к Творцу. Необходимо забросить все помыслы и попечение о плоти, чтобы привести дух в состояние отрешенности. Нетрудно заметить параллели с учением Христа, который также говорил, что не нужно беспокоиться о еде, одежде и завтрашнем дне, ибо Бог даст все, что нам нужно. Нужно перейти в состояние внутреннего покоя и отдохновения. "Надо перестать смотреть: закрыв глаза, надо научиться видеть иначе и пробудить способность которой обладают все, но мало кто пользуется". Именно в такое состояние приводили свое сознание монахи-исихасты, практикующие молчание и "умную молитву".
Состояние экстаза не передается словами, но чаще всего для его описания Плотин пользуется такими словами как "свет", "тепло", "любовь". По его мнению, в такие моменты душа приходит в равновесие с самой собой. Обретает свою истинную сущность. Эта сущность состоит в том, чтобы быть чистым зеркалом для отражения Божественного света. Подобно копоти грехи и страсти загрязняют зеркало нашей души, и она теряет способность отображать горний свет. Техника экстаза, понимаемая не как набор телесно-психических упражнений, но образ жизни помогает привести душу в состояние первоначальной гармонии с Богом и окружающим миром.
Возвращаясь к "индийским корням" философии Плотина, в действительности его учение об экстазе не призывает к растворению личности в "нирване" или небытии. Напротив, это глубоко христианское чувство сопричастности Господу и купания в океане света и любви, ибо Бог согласно Писанию и есть - любовь. Омытая экстазом и жертвенной кровью Христа душа уже никогда не будет чувствовать себя счастливой при совершении грехов и злых поступков. Вкусив в состоянии экстаза однажды от плодов райских кущей, такая душа всегда стремится вновь и вновь возвращаться на небо, к своему Отцу. И лишь оковы тела до времени сдерживают достижение состояния полного и окончательного единения. Мы никогда не попадем в рай, не научившись жить в нем уже здесь, на земле. Безусловно, медитативные упражнения Плотина, практика монахов-исихаствов, экстаз св. Франциска сами по себе не могут привести человека к Богу или служить путем "гарантированного спасения". Ибо человек грешен, и совершая грехи от так или иначе удаляется от Господа. Но моменты покаяния и наполненный христианским содержанием экстаз помогают нам быть гораздо ближе к Богу, лучше чувствовать Его всепоглощающую любовь и свое единство с мирозданием.
Если наше знакомство с Плотиным и другими великими философами древности ограничивается констатацией факта, что "он - язычник", вслед за чем томик "Эннеад" летит в угол, то мы никогда не поймем великой тайны Бога, желающего спасти всех людей. Даже не христиан. Одно из преимуществ состояния экстаза, это явственное ощущение того, что Бог по слову Иисуса пришел не губить людей, но - спасать. Не для того Господь создал всех нас - не только христиан, но и миллионы людей исповедующих иные конфессии, а также жившие в дохристанские времена, чтобы уничтожить в геенне огненной. В любое время, в любой стране и религии каждый сам выбирает жить ему с Богом или в грехе. Уничтожая или проклиная великое наследие мировой философии, опыт иных культур и религий, мы никогда не станем ближе к Богу. Так что давайте не будем бояться знакомиться с шедеврами человеческой мысли пытливо искавшей Бога во все времена.
Сергей Путилов
Размещено 09.11.2008
ссылка на источник