ШКОЛА КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ И ДУХОВНОСТИ

Санкт-Петербург

Богословские курсы для мирян
при Католической Высшей Духовной Семинарии
"МАРИЯ – ЦАРИЦА АПОСТОЛОВ"
на ГЛАВНУЮ
Сатчитананда - универсалистский путь в христианстве?

      Отличительной чертой духовности нового и новейшего времени стало непосредственное соприкосновение различных религиозных культур и осознание человечеством - или хотя бы его мыслящей частью - идеи принципиального единства всех религий мира. Это происходило в разных формах - на встречах и конференциях, в записках о путешествиях в дальние экзотические страны и, наконец, через личный духовный опыт. Именно это исторически подготовило такие явления, как современный экуменизм, II Ватиканский собор и т.п.
      Примером личностей, воплощавших такое взаимопроникновение религиозного опыта, стали три католических священника­ французы Жюль Моншанен, Анри Ле Со и англичанин Беда Гриффитс. Очень разные люди - придерживавшийся левых убеждений (и даже именовавший себя коммунистом) Моншанен, преисполненный глубокого и эмоционального мистицизма Анри Ле Со ибогослов Гриффитс, предпринявший попытку богословски сформулировать принципы единства различных религий, - но всех их объединял интерес к Индии, причем не только и не столько внешняя ее экзотика, сколько тайны истинной духовности этой страны. Эта, пока еще малоизвестная, страница религиозной истории минувшего столетия открывается после прочтения книги Максима Демченко "Путь Сатчитананды".
      Итак, два священника в поисках того, чего, как они чувствуют, недостает в католической духовности, отправляются в Индию, где основывают обитель - ашрам Сатчитананды. Причем это не католический бенедиктинский монастырь с индийской атрибутикой, а именно ашрам, где делается попытка не только ритуального, но и мировоззренческого синтеза индуизма и католического христианства. Ашрам называют именем Сатчинанады, считая это понятие аналогом святой Троицы, а путь индуистской философии - адвайта-веданта (адвайта-веданта - индуистская философская система, учение о недвойственности всего сущего, утверждающая, что реален только Брахман - абсолют, и каждая личностная душа не что иное, как воплощенный Брахман, а весь окружающий мир - всего лишь иллюзия, "майя"). Хотя Сатчитананда - это тройственная характеристика изначального Брахмана, далеко не тождественная христианскому пониманию Троицы: cат - вечность, чит - знание, ананда - радость, блаженство.
      Вскоре после прибытия в Индию Анри Ле Со стал активно искать общения с местными гуру, все более погружаться в индуистские практики для того, чтобы стать саньяси (индуистским посвященным). События его жизни, а также высказывания весьма красноречиво указывают на то, что он во многом перешел ту границу, которая отделяет опыты по индуистско-христианскому синтезу, от индоктринации в индуизм при сохранении христианского начала в качестве внешней атрибутики. Ле Со, носивший также индуистское имя Свами Абхишиткананды, погоружается в медитации и утверждает, что Шива и Вишну-Нарайяна суть проявления космического Христа-Пуруши (с.119-120). Кстати, нужно отметить, что ценности этой книге очень прибавляют переводы обширных и в смысловом отношении значительных отрывков из статей и бесед священников. Кстати, церковные власти относились к духовным экспериментам бенедиктинцев с настороженной неприязнью, но, тем не менее, не мешали его проведению и не закрывали монастырь-ашрам. В 1968 году, то есть после Ватиканского собора с его религиозно-универсалистским подходом к нехристианским религиям, ашрам возглавил английский монах Бедда Гриффитс. Именно он сделал духовность ашрама Сатчитананды широко известной в мире. Ему, по сути, принадлежит богословская разработка и систематизация идей христиано-индуистского синтеза. В ашраме служба велась по сирийскому чину, наиболее распространенному среди католиков Индии, при том, что также практиковалась медитация на звук ом (аум), считающийся звуковым выражением абсолюта - Брахмана и почитавшийся в молитвенных практиках ашрама как имя Божие. Он также отошел от ортодоксальной буквалистски понимаемого определения Евхаристии и Церкви. Беда Гриффитс считал, что Евхаристия - это не "Тело на кресте, а тело в воскресении, Которое не ограничено пространством и временем и полностью едино с Богом (с. 193, отрывок из статьи Беды Гриффитса "Ашрам и Церковь"), и Евхаристию мы не должны делать центром нашей жизни (с.195). Он также утверждал, что "если у вас есть другая религия, то благодать Бога во Христе нисходит к Вам через Святого духа в этой религии (с.197).
      Закрыв последнюю страницу этой книги, задумываешься о том, что перед нами: ­ индуизированное христианство или христианизированный индуизм. В случае духовного опыта Анри ЛеСо, наверное, нужно говорить о втором варианте. В изложении Беды Гриффитса это представляется как выражение некоего универсалистского движения умов внутри традиционного христианства, у которого может быть весьма интересная судьба.

Валерий Емельянов

Размещено 12.01.2009
ссылка на источник



Сайт управляется системой uCoz