ШКОЛА КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ И ДУХОВНОСТИ

Санкт-Петербург

Богословские курсы для мирян
при Католической Высшей Духовной Семинарии
"МАРИЯ – ЦАРИЦА АПОСТОЛОВ"
на ГЛАВНУЮ
О пацифизме с человеческим лицом

      В последние две недели много пришлось общаться с людьми, отстаивающими позицию «радикального пацифизма». «Радикальность» в данном случае подразумевает не просто борьбу за мир, но и категорическое неприятие таких вещей, как служба в вооружённых силах, полиции или милиции, смертная казнь. Причём неприятие не только, как личный выбор, но и как требование для всех. То есть заявляется, что человек, имеющий совесть, просто не может позволить себе, например, брать в руки оружие ни при каких обстоятельствах.
      Таких взглядов придерживаются как люди совершенно нерелигиозные, так и некоторые христиане. Последние часто подобные убеждения подкрепляют, в том числе и ссылками на Библейскую заповедь «не убий», что, на мой взгляд, не совсем корректно, так как Библия всё-таки нигде не проводит знак равенства между убийством человека и участием в военных действиях. Также и пожелание прощать своих врагов едва ли можно трактовать, как призыв ликвидировать систему правосудия.
      Сами по себе такие убеждения (пусть я их и не разделяю) безусловно, вызывают уважение. Если человек считает для себя недопустимым службу в правоохранительных органах или армии, то это, конечно, его право. Смущает же меня другое – чрезмерная агрессивность (пусть и вербальная) тех, кто считает себя истинным миротворцем.
      Как в личных беседах, так и на различных интернет-форумах из уст «радикальных пацифистов» часто вырываются слова в адрес оппонентов, которые едва ли можно отнести не то что к миролюбивым, но и к просто приличным. Иногда в душе радуешься, что убеждения такого «борца за мир» не позволяют ему брать в руки оружие, так как кажется, что он бы мог ненароком в порывы праведного негодования пустить его в ход против оппонента, несогласного с его пацифистскими воззрениями.
      Благочестивый христианин не должен брать в руки оружие. Не знаю. На мой взгляд, такое утверждение более чем спорно. Как, впрочем, и то, что он должен непременно выступать за отмену смертной казни. Мне кажется, что миролюбие в отношении к таким глобальным вопросам проявлять значительно легче, чем в нашем повседневном общении, в отношениях к людям, даже к тем, чью точку зрения не разделяешь. Да и трудно как-то поверить в искренность миролюбивых теорий собеседника, когда он, сверкая глазами, поносит тебя последними словами, яростно и агрессивно доказывая благочестивость и правильность своей позиции.
      Я думаю, что борьбу за мир во всём мире лучше начинать с того, что попытаться хотя бы не унижать собеседника, не оскорблять его, быть чуть медленнее на слова. Укротить свой язык бывает куда сложнее, чем поучаствовать в каких-нибудь шумных пацифистских акциях или кампаниях.
      Да и Апостол Иаков писал: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26). Мир вам!

Михаил Неволин

Размещено 27.11.2008
ссылка на источник



Сайт управляется системой uCoz